Зачем и почему рисуют дети?
Ведущая роль в становлении культуры личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности передачи различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.
Все мы в детстве были художниками. Каждый малыш с двух–трех лет и до подросткового возраста рисует сложные многофигурные композиции, фантазирует с сюжетами, рисует все, что слышит и знает, даже запахи. Находит в этом занятии удовольствие. Правда в большинстве случаев увлечение это проходит и верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.
Зачем и почему рисуют дети? Это — один из путей совершенствования. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить получаемые знания, позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать — все начинается с детства. Результативность образовательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей осуществляется формирование культуры личности, эстетических качеств (воображение, абстрактное и логическое мышление и т.д.), наблюдательности, инициативности и самостоятельности.
В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому важно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное — чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. Рассматривая детские рисунки, взрослые зачастую бывают поражены выразительностью образов, созданных ребенком, хотя, как правило, в этих работах отсутствует так называемая грамотность изображения.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Рисование для ребенка — радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, открывая новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Необходимо детям показывать и давать трогать наглядный материал: текстуры, различные формы; рассматривать иллюстрации — ведь у них нет накопленного опыта, в отличие от взрослых. Нужно помочь ребенку увидеть и как бы направить, не лишая самостоятельности и права выбора. «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский). Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного — максимально сложного задания. Научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих задач.
|