Инновационная деятельность
Инновационные технологии в ДОУ: Новые горизонты развития
Творческая мастерская «Ключи от Лукоморья»
Внедрение занятий в творческую мастерскую «Ключи от Лукоморья» (далее мастерская) заключается в том, что они могут быть использованы не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Творческая мастерская позволяет ребёнку самому строить своё знание.
Классификационная мастерской
- Уровень и характер применения локальный и частно предметный;
- Философская основа гуманистическая;
- Методологический подход: групповой, индивидуальный, коммуникативный;
- Вид социально – педагогической деятельности: обучающая, социализация, культурологическая;
- Тип управления учебно – воспитательным процессом: система малых групп и «репетитор»
- Преобладающие методы: проблемно – поисковые и диалогические;
- Организационные формы: альтернативные;
- Преобладающие средства: вербальные и наглядные;
- Подход к участникам и взаимодействий: свободного воспитания.
Основные положения реализации занятий в мастерской:
- Вызов традиционной педагогике. Ребёнок должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам «строить» свое знание.
- Личность с новым менталитетом - обучаемый должен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно вооруженная личность.
- «Все способны» - каждый участник способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития.
- Интенсивные методы обучения и развития - не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания с помощью: уже имеющихся знаний, умений, навыков в ДОУ и метода критического мышления в школе
- Новый тип педагога – воспитатель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться к воспитаннику как к равному.
- Точный расчет психологических воздействий - система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль и т.п.
Для мастерской характерны следующие принципы:
- отношение воспитателя к воспитаннику как к равному;
- не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания ребенка с помощью известных ему знаний, умений, навыков;
- самостоятельность решения творческих задач;
- плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других;
- умение работать в команде;
- критичность мышления;
- выступление в роли лидера;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
- чередование индивидуальной и коллективной работы;
- важность не столько результатов творческого поиска, сколько самого процесса;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
В мастерской создаются условия для развития:
- творческого потенциала участников мастерской;
- коммуникативных качеств личности;
- речевой культуры;
- игровых навыков;
- музыкальной деятельности;
- познавательно – исследовательской деятельности;
- художественно – эстетического творчества;
- физического развития и ЗОЖ.
Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим, которая является мощным источником эмоций, чувств и настроения, а также развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и окружающими.
Особенности мастерской как технологии работы с детьми:
- игровой стиль поведения всех участников, включая МАСТЕРА;
- партнерские взаимоотношения педагога и ребенка;
- невозможность детального планирования и выстраивания перспективы;
- организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребенка;
- открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя и детей сам, опираясь на свой творческий потенциал;
- быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка;
- ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу;
- атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности;
- даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность;
- отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности;
Основным условием успешной работы мастерской является творческое отношение к работе самого педагога: выдумка, творческая фантазия, умение вдохновить детей на новые достижения.
Он превращается в МАСТЕРА, который:
- не мешает ребенку творить;
- находится рядом с ним в этом процессе;
- принимает и понимает его позицию;
- доверяет ребенку в минуты творческого поиска, так как он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;
- сам является творцом;
- бережно относиться к результатам детского творческого труда.
Работа в мастерской построена таким образом, чтобы дети получили опыт общения, деятельности друг с другом и с взрослыми, взаимодействия в парах, подгруппах, группах, командах, чтобы всем было интересно, комфортно. В процессе творческой деятельности происходит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
В мастерской очень важны:
- Самостоятельный выбор детьми вида деятельности в процессе реализации общей цели – свобода выбора между деятельностью и ее содержанием. Он может рисовать, лепить или делать аппликацию, это его выбор.
- Самостоятельность детей и помощь МАСТЕРА в том случае, если ребенок об этой помощи просит.
- Работа детей в индивидуальном темпе, самостоятельное определение объема работы.
- Обязательное доведение работы до завершения, до получения задуманного результата.
- Организация мастерской возможна в ходе режимных моментов.
Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
Вывод: творческая мастерская «Ключи от Лукоморья» интегрируется в Здоровьесберегающие, проектно – исследовательские, развивающие, коррекционные, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые современные инновационные технологии.
Педагогическая разработка: «Русские народные культурные практики – средства здоровьесберегающих технологий» (Далее разработка)
Нет никакого сомнения, что воспитание здоровьесбережения будет эффективным, если в систему воспитания вовлечь традиции и нормы, обычаи, обряды и стереотипы этноса. Сейчас эти связи утрачены. Человек, познавший культурно-историческое прошлое своего народа, способен многое изменить в своем сознании и поведении. Духовное и физическое здоровье человека формируется в процессе познания этнокультуры, которая несет в себе огромный духовный потенциал, влияет на физическое развитие человека. Например, большинство народных игр включают множество состязаний, которые развивают ловкость, смелость, силу, быстроту, координацию движений.
Цель разработки по здоровьесбережению — сохранение и укрепление здоровья воспитанников, привитие им навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
- Профилактика нарушений простудных заболеваний.
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
- Привитие культурно-гигиенических навыков.
- Повышение интереса родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с воспитанниками.
Русскому народу было известно немало способов сохранения и укрепления своего здоровья – гигиенически обоснованный уклад жизни: распределение приемов пищи, ранний утренний подъем и ранний отход ко сну вечером, послеобеденный сон. Все это способствовало соблюдению здорового рационального режима труда и отдыха.
Устный русский фольклор на страже здоровья
Устное народное творчество – это богатейший источник знаний и побудитель чувств, эмоций.
Говоря о формировании культуры здоровья целесообразно обратиться к пословицам и поговоркам русского народа.
В них отражено знание, отношение народа к своему здоровью:
- Здоровье дороже золота.
- Здоровье за деньги не купишь.
- Здоровому и горе не горе, и беда не беда.
- Здоровью цены нет.
- Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Пословицы и поговорки можно применять на любых занятиях и с детьми любого возраста. Добрая пословица к месту молвица!
Говоря о сохранении здоровья, полезно обратиться к пестушкам и потешкам. Разучивание, инсценирование потешки может выступать как полноценная часть занятия, однако не утомительная для детей. Текст пестушки, потешки – готовая основа для физкультминутки или пальчиковой гимнастики. Народный фольклор сам по себе направлен на сохранение, укрепление здоровья ребенка, так почему же не применять его на занятиях, чтобы сделать его менее утомительным и полезным. При переутомлении, излишнем напряжении, при недовольстве, страхе, обиде, наши мышцы непроизвольно сокращаются.
В коррекции психоэмоционального состояния, снятия эмоциональной перегрузки особая роль принадлежит сказке.
Древняя Русь с давних пор была знаменита своими богатырями. Образ русского человека издавна олицетворял силу, здоровье, нравственную чистоту. Великая сила выросла из потребности защищать свою Родину, необходимости много работать. Сила и ловкость развивалась с малых лет. В жизни русского народа игры и игрища занимали ведущее место. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку.
Подвижные игры – незаменимое средство воспитания. В игре формируются, созревают и тренируются душевные и физические силы ребенка. Ловкость, пластика и грация движений, сила. Выносливость, умение перемещать себя в пространстве и ориентироваться в нем, мышечное чувство и координация – эти качества, характерные уровню физического развития, ребенок вырабатывает в игре. Есть игры, которые хорошо тренируют вестибулярный аппарат, развивают чувство равновесия, способствуют полноценному развитию мозжечка. Например, игра “Метелица”. Играющие встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (под локоть), стоят друг к другу боком. Пары кружатся вокруг под песню:
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится –
Тот заметелится
Русские народные здоровьесберегающие технологии используемые в музыкальной деятельности:
- Валеологические песенки-распевки.
- Заклички, потешки, пестушки,
- Колыбельные. В них прослеживаются элементы нейролингвистического программирования и психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности.
- Фонопедические упражнения
- Дыхательная гимнастика
- Игровой массаж.
- Пальчиковые игры
- Речевые игры
- Хороводы
Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознается как значительный фактор физического и духовного здоровья, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. В работе большое внимание уделяют играм, потешкам, считалкам, загадкам, разучиванию театрализованных песен.
«Кто много поет, тот долго живет…»
Народные песни это вечно живые, чистые и светлые родники. Простота построения народных мелодий, яркая образность, юмор вызывают желание петь самых застенчивых и малоактивных детей. Народная песня обогащает и делает выразительней речь детей. Главная часть репертуара – фольклорные попевки, прибаутки, напевы. С них начинается детское пение, так как они легки интонационно, невелики по объему, легко запоминаются, удобны орфоэпически. Известно, что звуки лечат. А. Боникман в книге “Лечение звуком” написал, что звуки:
- “и, е” благотворно влияют на головной мозг,
- “э” - глотку, гортань, щитовидную железу,
- “а” - верхние доли легких,
- “о, у” - сердце, печень, нижние доли легких, желудок,
- “о” - средняя часть груди, диафрагма, желудок,
-“о, и” - сердце.
Отмечают, что “гудошники”, обычно очень скоро начинают правильно интонировать простейшие попевки.
В индивидуальной работе показан сдвиг в певческих упражнениях на слогах “ку” и “гу”, подражание крику птиц, животных.
Фонопедические упражнения, стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. В работе над дыханием применяются простейшие попевки, которые поются на одном звуке. Все игровые и шуточные песни обыгрываются. Движение облегчает восприятие и запоминание песни.
Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи, поэтому, используя элементы импровизации, ребенок гармонично развивает свое тело, получает основы музыкально-двигательной культуры, учится сознательному отношению к своим движениям. Известно, что танцевальная терапия очень эффективна как средство психологической разгрузки. Дети физически слабые, робкие, отсталые в развитии, с заторможенной психикой постепенно раскрываются.
Русское народное творчество является практикой развития и влияет на здоровье и личностный рост ребенка.
Хороводы и хороводные игры - новые формы проведения здоровьесберегающих мероприятий.
ХОРОВОДЫ – это уникальная психотехника наших предков, где через движение и единение прорабатываются психические и физические вопросы каждого участника действия. Тело и разум становятся свободными и чистыми. Терапевтический эффект сложно переоценить, скорее можно недооценить. Хоровод - древняя народная практика, через которую каждый может рассмотреть, что происходит в его Жизни и прямо в Хороводе начать править её в Лад.
Хороводы - не спорт! В них не надо "быстрее, выше, сильнее", хотя и тело мощно тренируется-правится. При хождении в них:
- правятся суставы, связки;
- ладятся мышцы;
- уходят зажимы, напряжения...
Хоровод - это движение рука в руку, принятие и передача силы. Распутывание петель и заломов, возникающих в хороводе, не через логику, а через само движение хоровода Жизни.
Хоровод создает великолепную атмосферу радости и веселья. А учитывая тесную связь всех участников, которые создают коллективное настроение, вы зарядитесь положительными потоками и обретете новые силы.
Хоровод имитирует движение жизненной энергии.
Человек, который находится в хороводе должен следовать за импульсами Заводящего, который направляет движение и крутит-вертит хоровод, как ему вздумается: то ускоряет его движение, то неимоверно запутывает, то выкручивает руки всему хороводу по цепочке. Такие действия приводят к тому, что если человек не будет следовать естественному импульсу и правильно передавать его дальше по цепочке, то ему придется двигаться по направлению движения хоровода с заломанной рукой. Это трактуется, как неспособность разбираться с трудными ситуациями в жизни;
- считается, что надо перестать думать и слушать свое тело - оно само найдет правильный путь и выкрутится из залома. Всё это надо делать быстро, иначе начинаешь запутываться в ногах и падаешь на землю;
- свежий воздух, физическая нагрузка сплетаются воедино; энергия жизни зашкаливает, это удивительно;
- во время хоровода также можно поставить вопрос о некой жизненной ситуации, ответ должен прийти после или во время кружения.
Использование народных хороводов и хороводных игр в качестве средств здоровьесбережения у детей дошкольного возраста будут более эффективны при следующих педагогических условиях:
- знание и понимание педагогами скрытой силы хоровода и значение народных хороводных игр как результативных средств здоровьесберегающих технологий;
- знание и учитывание индивидуальных способностей детей дошкольного возраста;
- использование хороводов и хороводных игр разной интенсивности;
- на практике применять многообразие хороводов и хороводных игр, отличающихся по движениям;
- вовлечение родителей в процесс формирования знаний о русских народных хороводов и хороводных подвижных игр как компоненте здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, предлагаются различные формы:
- Мастер-классы для родителей;
- Родительские собрания;
- Фольклорно – игровые программы по мотивам народно – календарных праздников: «Святочные игры», «Масленица», «Сороки», «Красная горка», «Покровский переполох» и далее погодовому кругу.
- Проекты;
- Индивидуальные консультации;
- Буклеты;
- Тематические выставки;
- Фестиваль детских достижений «Зажги звезду»
- Дени открытых дверей;
- Сайт ДОУ.
- Привлечение родителей (законных представителей) к участию мероприятий и их подготовке.
Ожидаемые результаты:
Хороводы и народные хороводные игры отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования детей.
Хороводы и народные хороводные игры органически включаются в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. Они оказывают оздоравливающий эффект и разностороннее развитие ребенка при соблюдении следующих организационно-педагогических и психолого-педагогических условий:
- систематического их включения в разные формы организации двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, прогулки, физкультурно-спортивные досуги и праздники, дни здоровья);
- использования эмоционально привлекательных приемов организации и проведения русских хороводов и хороводных игр (народных атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения, пения и т.п.);
- интеграции образовательных областей «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» в процессе разучивания и реализации хороводов и хороводных народных игр.