Понедельник, 11.11.2024, 19:47
Инновационная деятельность Инновационные технологии в ДОУ: Новые горизонты развития
Творческая мастерская «Ключи от Лукоморья» Внедрение занятий в творческую мастерскую «Ключи от Лукоморья» (далее мастерская) заключается в том, что они могут быть использованы не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Творческая мастерская позволяет ребёнку самому строить своё знание. Классификационная мастерской
Основные положения реализации занятий в мастерской:
Для мастерской характерны следующие принципы:
В мастерской создаются условия для развития:
Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим, которая является мощным источником эмоций, чувств и настроения, а также развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и окружающими. Особенности мастерской как технологии работы с детьми:
Основным условием успешной работы мастерской является творческое отношение к работе самого педагога: выдумка, творческая фантазия, умение вдохновить детей на новые достижения. Он превращается в МАСТЕРА, который:
Работа в мастерской построена таким образом, чтобы дети получили опыт общения, деятельности друг с другом и с взрослыми, взаимодействия в парах, подгруппах, группах, командах, чтобы всем было интересно, комфортно. В процессе творческой деятельности происходит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. В мастерской очень важны:
Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность. Вывод: творческая мастерская «Ключи от Лукоморья» интегрируется в Здоровьесберегающие, проектно – исследовательские, развивающие, коррекционные, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые современные инновационные технологии. Педагогическая разработка: «Русские народные культурные практики – средства здоровьесберегающих технологий» (Далее разработка) Нет никакого сомнения, что воспитание здоровьесбережения будет эффективным, если в систему воспитания вовлечь традиции и нормы, обычаи, обряды и стереотипы этноса. Сейчас эти связи утрачены. Человек, познавший культурно-историческое прошлое своего народа, способен многое изменить в своем сознании и поведении. Духовное и физическое здоровье человека формируется в процессе познания этнокультуры, которая несет в себе огромный духовный потенциал, влияет на физическое развитие человека. Например, большинство народных игр включают множество состязаний, которые развивают ловкость, смелость, силу, быстроту, координацию движений. Цель разработки по здоровьесбережению — сохранение и укрепление здоровья воспитанников, привитие им навыков здорового образа жизни. Задачи:
Русскому народу было известно немало способов сохранения и укрепления своего здоровья – гигиенически обоснованный уклад жизни: распределение приемов пищи, ранний утренний подъем и ранний отход ко сну вечером, послеобеденный сон. Все это способствовало соблюдению здорового рационального режима труда и отдыха. Устный русский фольклор на страже здоровья Устное народное творчество – это богатейший источник знаний и побудитель чувств, эмоций. Говоря о формировании культуры здоровья целесообразно обратиться к пословицам и поговоркам русского народа. В них отражено знание, отношение народа к своему здоровью:
Пословицы и поговорки можно применять на любых занятиях и с детьми любого возраста. Добрая пословица к месту молвица! Говоря о сохранении здоровья, полезно обратиться к пестушкам и потешкам. Разучивание, инсценирование потешки может выступать как полноценная часть занятия, однако не утомительная для детей. Текст пестушки, потешки – готовая основа для физкультминутки или пальчиковой гимнастики. Народный фольклор сам по себе направлен на сохранение, укрепление здоровья ребенка, так почему же не применять его на занятиях, чтобы сделать его менее утомительным и полезным. При переутомлении, излишнем напряжении, при недовольстве, страхе, обиде, наши мышцы непроизвольно сокращаются. В коррекции психоэмоционального состояния, снятия эмоциональной перегрузки особая роль принадлежит сказке. Древняя Русь с давних пор была знаменита своими богатырями. Образ русского человека издавна олицетворял силу, здоровье, нравственную чистоту. Великая сила выросла из потребности защищать свою Родину, необходимости много работать. Сила и ловкость развивалась с малых лет. В жизни русского народа игры и игрища занимали ведущее место. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку. Подвижные игры – незаменимое средство воспитания. В игре формируются, созревают и тренируются душевные и физические силы ребенка. Ловкость, пластика и грация движений, сила. Выносливость, умение перемещать себя в пространстве и ориентироваться в нем, мышечное чувство и координация – эти качества, характерные уровню физического развития, ребенок вырабатывает в игре. Есть игры, которые хорошо тренируют вестибулярный аппарат, развивают чувство равновесия, способствуют полноценному развитию мозжечка. Например, игра “Метелица”. Играющие встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (под локоть), стоят друг к другу боком. Пары кружатся вокруг под песню: Метелица, метелица, Снег по полю стелется! Кто кружится, вертится – Тот заметелится Русские народные здоровьесберегающие технологии используемые в музыкальной деятельности:
Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознается как значительный фактор физического и духовного здоровья, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. В работе большое внимание уделяют играм, потешкам, считалкам, загадкам, разучиванию театрализованных песен. «Кто много поет, тот долго живет…» Народные песни это вечно живые, чистые и светлые родники. Простота построения народных мелодий, яркая образность, юмор вызывают желание петь самых застенчивых и малоактивных детей. Народная песня обогащает и делает выразительней речь детей. Главная часть репертуара – фольклорные попевки, прибаутки, напевы. С них начинается детское пение, так как они легки интонационно, невелики по объему, легко запоминаются, удобны орфоэпически. Известно, что звуки лечат. А. Боникман в книге “Лечение звуком” написал, что звуки: - “и, е” благотворно влияют на головной мозг, - “э” - глотку, гортань, щитовидную железу, - “а” - верхние доли легких, - “о, у” - сердце, печень, нижние доли легких, желудок, - “о” - средняя часть груди, диафрагма, желудок, -“о, и” - сердце. Отмечают, что “гудошники”, обычно очень скоро начинают правильно интонировать простейшие попевки. В индивидуальной работе показан сдвиг в певческих упражнениях на слогах “ку” и “гу”, подражание крику птиц, животных. Фонопедические упражнения, стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. В работе над дыханием применяются простейшие попевки, которые поются на одном звуке. Все игровые и шуточные песни обыгрываются. Движение облегчает восприятие и запоминание песни. Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи, поэтому, используя элементы импровизации, ребенок гармонично развивает свое тело, получает основы музыкально-двигательной культуры, учится сознательному отношению к своим движениям. Известно, что танцевальная терапия очень эффективна как средство психологической разгрузки. Дети физически слабые, робкие, отсталые в развитии, с заторможенной психикой постепенно раскрываются. Русское народное творчество является практикой развития и влияет на здоровье и личностный рост ребенка. Хороводы и хороводные игры - новые формы проведения здоровьесберегающих мероприятий. ХОРОВОДЫ – это уникальная психотехника наших предков, где через движение и единение прорабатываются психические и физические вопросы каждого участника действия. Тело и разум становятся свободными и чистыми. Терапевтический эффект сложно переоценить, скорее можно недооценить. Хоровод - древняя народная практика, через которую каждый может рассмотреть, что происходит в его Жизни и прямо в Хороводе начать править её в Лад. Хороводы - не спорт! В них не надо "быстрее, выше, сильнее", хотя и тело мощно тренируется-правится. При хождении в них:
Хоровод - это движение рука в руку, принятие и передача силы. Распутывание петель и заломов, возникающих в хороводе, не через логику, а через само движение хоровода Жизни. Хоровод имитирует движение жизненной энергии. Человек, который находится в хороводе должен следовать за импульсами Заводящего, который направляет движение и крутит-вертит хоровод, как ему вздумается: то ускоряет его движение, то неимоверно запутывает, то выкручивает руки всему хороводу по цепочке. Такие действия приводят к тому, что если человек не будет следовать естественному импульсу и правильно передавать его дальше по цепочке, то ему придется двигаться по направлению движения хоровода с заломанной рукой. Это трактуется, как неспособность разбираться с трудными ситуациями в жизни;
Использование народных хороводов и хороводных игр в качестве средств здоровьесбережения у детей дошкольного возраста будут более эффективны при следующих педагогических условиях:
Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, предлагаются различные формы:
Ожидаемые результаты: Хороводы и народные хороводные игры отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования детей. Хороводы и народные хороводные игры органически включаются в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. Они оказывают оздоравливающий эффект и разностороннее развитие ребенка при соблюдении следующих организационно-педагогических и психолого-педагогических условий:
|
ПоискИнфомационный блокНаш детский садСпециалистыПолезные ссылкиОбратная связьНаш опросСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Календарь
Архив записей |