Существуют семь принципов, которые помогут вам в дисциплинировании ребёнка без риска потерять контакт с ним и испортить отношения.
· Отделите чувства от действий. Не судите самого ребёнка, даже если его действия достойны осуждения. Ребёнок непременно должен понимать, что его самого любят, но что его действия неприемлемы и должны быть улучшены. Любые действия являются результатом чувств. Чтобы изменить поступки, прежде всего нужно понять чувства и научиться с ними обращаться.
· Внимательно изучите ребёнка и определите – нормальный ребёнок перед вами или невротический. Действия ребёнка в состоянии нервного расстройства должны рассматриваться родителями как симптом более глубоких эмоциональных затруднений, вызванных критикой, обвинением или наказанием. Наказать ребёнка в такой ситуации значило бы ещё больше выбить его из равновесия.
· Ответьте на чувства ребёнка. Создайте такие условия, чтобы ребёнок мог выговориться, «выпустить пар», дать выход своим эмоциям, то есть освободиться от враждебных чувств, которые он пытался подавить.
· Если необходимо наказание, пусть ребёнок сам его выберет. Практика показывает, что дети обычно выбирают более строгое наказание, чем хотели предложить родители. Но – что очень важно – они уже не считают его жестоким и несправедливым.
· Наказывая ребёнка, убедитесь, что он понимает – за что. Что он винит в этом себя, а не тех, кто его наказывает.
· Сделайте так, чтобы дисциплинарные проблемы были не вашими, взрослыми проблемами, а общими с детьми. Дайте ребёнку знать, что вы чувствуете их как взаимные проблемы. Это поможет вам как самим отделиться от проблемы, так и отделить её от ребёнка. Тогда вы сможете поместить её в некоторое отдаление и вместе исследовать её, работать над ней. Поняв, что у проблемы есть внешняя точка отсчёта, ребёнок не станет превращать дисциплинарную ситуацию в межличностный конфликт.
· Наложите ограничения на опасные и разрушительные действия. Помогите ребёнку направить свои действия по другим, дозволенным каналам. Это и есть основная формула динамического подхода к дисциплине. |