Цель работы: научить осознанно, легко и точно применять понятие «согласный звук» при звуковом анализе.
Задачи:
1. Термин «согласный» преломить в удобное и понятное значение для детей дошкольного возраста.
2. Развивать умение анализировать звук изолированно и в составе слова, выявлять признаки «согласного звука».
3. Воспитывать самостоятельное, осознанное отношение к звучащему слову.
В занятиях с детьми по развитию фонетико-фонематического восприятия выявила, что в 5 -7 лет ребёнок часто затрудняется применять термин «согласный звук» в соответствии с изучаемым или заданным звуком.
Я решила придумать сказку, с помощью которой термин «согласный» чётко будет находить у детей адресата.
«Жил – был звук [М]. Он любил слушать песни звуков [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И] . Они голосили во весь голос и называли себя ГЛАСНЫМИ! У них был свой красный весёлый дом.
[М] так хотел петь!!!
[М] носом набрал воздух, чтобы запеть, а рот – закрылся и не выпустил воздух для песни. Звук [М] пытался ещё и ещё, но каждый раз рот закрывался, и песни не получалось. (Логопед сопровождает рассказ показом конкретной артикуляции ) [М] – устал и согласился, что петь у него не получается.
-Хорошо, - сказал звук [М]- я СОГЛАСЕН не петь.
И так ребята, у нас появился первый звук, который сам согласился не петь. Да, с этим не поспоришь, как он ни старался, ничего не получилось. Возможно, у нас получится, давайте попробуем пропеть звук [М]. (С опорой на зеркало дети произносят заданный звук).
Отнесёмся с уважением к решению звука [М] и будем его называть уважительно СОГЛАСНЫЙ.
Звук [М] немножко загрустил. Он один-одинёшенек и без дома.
Ребята, давайте мы построим свой домик для СОГЛАСИВШЕГОСЯ не петь звука.
Если у СОГЛАСНОГО будет свой дом, то он может так же жить не один, а с такими же «согласными» звуками. (Совместно с логопедом дети делают дом для СОГЛАСНЫХ).
Звук [М] повеселел и хочет ещё что–то сказать вам:
-Да, я согласился не петь, но тогда я хочу звучать по – разному в словах: или мягко, или твёрдо. В этом будет МОЯ красота!»
(Далее логопед может воспользоваться общеизвестными методиками по формированию представления о твёрдости и мягкости звучания согласных звуков в речи) |