Материал подготовила воспитатель Фокина Алла Сергеевна
В начале выступления хочу заметить, что представляемые нами материалы являются частью долгосрочного практико – ориентированного проекта «Детский сад – территория здоровья»
На обычаи, нравы, связанные с предупреждением болезней и сохранением здоровья обращали внимание еще в допетровские времена. Весьма серьезное внимание этому вопросу уделял великий русский ученый М.В. Ломоносов. Важные свидетельства и тонкие наблюдения мы получаем из произведений русских классиков. Особый интерес в этом контексте представляет фольклор.
Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится. А от чего зависит здоровье народа и каждого отдельного человека? Конечно, от его образа жизни и образа жизни окружающих его людей. О здоровье людей, их здоровом образе жизни, народом высказано много мудрых мыслей, придумано много поговорок и пословиц. Поэтому мы задались целью изучения пословиц и поговорок о здоровье и здоровом образе жизни.
Дошкольники и их родители (законные представители) знают мало пословиц и поговорок о здоровом образе жизни, не употребляют их в речи, не понимают их поучительное значение.
У нас возник вопрос: «Можно ли по средствам пословиц и поговорок научиться бережному отношению к своему здоровью?»
Из разнообразных источников мы узнали, что пословица это - малая форма устного народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, выражающее собой народную мудрость, обобщённую мысль, вывод, иносказание, имеющее назидательный смысл.
Поговорка — краткое образное выражение, метко определяющее и оценивающее то или иное жизненное явление.
В литературе и интернете мы нашли более 166 пословиц и поговорок о здоровье и здоровом образе жизни. Изучив, значение пословиц и поговорок мы вычленили три основных компонента здорового образа жизни:
- гигиена и рациональное питание - 59 пословиц
- труд, отдых и физическая активность"- 57 пословиц
- здоровье, здоровый образ жизни, психическое (духовное) здоровье – 50 пословиц.
Вывод: в пословицах и поговорках нет приоритета какому- то одному компоненту здорового образа жизни. В здоровье мелочей не бывает. Важны все аспекты здорового образа жизни: и гигиена, и питание, и труд, и движение, психическое и духовное здоровье.
Чаще всего мы не задумываемся о содержании и смысле пословиц и поговорок, поэтому поставили цель понять смысл пословицы или поговорки, донести понимание до наших воспитанников и проверить правдивость народной мудрости на собственном опыте.
Практический эксперимент 1. «Утро встречают зарядкой, вечер провожают прогулкой».
Практический эксперимент 2. «Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово».
Практический эксперимент 3. «Здоровое веселье – от бед любых спасенье». И так далее.
В результате:
- В ходе деятельности нам удаётся реализовывать поставленные задачи.
- Ребята систематизировали свои знания о здоровье сбережение.
- Узнали, чем пословицы отличаются от поговорок, узнали много новых пословиц и поговорок о здоровье сбережение.
- Классифицировали их по темам.
- Учимся понимать их смысл и смогли проверить их значение на собственном опыте экспериментальным путем.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.
Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете, юмор.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. Создаётся позитивная атмосфера в группе.
Среди всего многообразия фольклорных жанров мы выделили для рассмотрения несколько, именно те, которые наиболее эффективны в процессе воспитания культуры здоровья детей – это материнский фольклор:
- - колыбельные, пестушки, потешки;
- - волшебные сказки;
- - речевые оснащения детской игры: считалки, жеребьевки, дразнилки, поддевки.
В них оказались зафиксированными наиболее удачные по содержанию и по форме способы обучения ребенка пониманию собственного тела.
Образные, рифмованные, легко запоминающиеся тексты.
Таким образом, всякий раз, укачивая дитя, мать совершала ритуальное действие заклинание, которым программировала, говоря современным языком, здоровье и духовное развитие своего чада.
Здоровье охранительная функция колыбельной очевидна: благодаря ей обеспечивается формирование условного рефлекса засыпания, облеченного в культурные формы традиционного ритуализованного действия.
Педагогическое значение традиционных фольклорных текстов связано с их своеобразной магической силой. Их образы необыкновенно емки, а словесные формулы недаром похожи на заклинание. Они легко проникают в самые глубины души, в ее бессознательные слои, потому что говорят на их языке, о том, что кристаллизовалось в материнском фольклоре из огромного душевного опыта многих поколений людей, которые когда-то тоже учились жить на свете.
Исследователь Н.Б. Коростелева, в традициях народной медицины выделяет восемь направлений традиций и навыков сохранения здоровья на Руси.
Первое - ритмичность жизни и труда.
Строгая ритмичность жизни веками формировалась у всех народов.
Ритм – одно из условий жизни.
Крестьянский труд имел строгую сезонность, что и определяло весь жизненный уклад.
Определенный ритм, установленный на разные виды работ, нередко сопровождался пением, «речевками», присказками.
Каждый период жизни и труда заканчивается праздником.
У наших предков была хорошо развита двигательная активность, что положительно влияло на их физическое здоровье и способствовало отсутствию гиподинамии. Сила и ловкость развивалась с малых лет. В жизни русского народа игры и игрища занимали ведущее место, посвящены они календарными народными праздниками.
В играх и хороводах ярко отражался:
- - образ жизни людей, их быт, труд,
- - национальные устои,
- - представления о чести, смелости, мужестве,
- - желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений;
- - проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступают гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Праздник своим эмоциональным фоном, зрелищностью, нестандартностью, часто сопровождаемой радостью и изобилием, возможностью использования различных благ, недоступных в обыденное время, подарками, развлечениями и отступлениями от привычных правил, ограничивающих поведение людей, притягивает детей, глубоко оставаясь в их памяти.
Эмоциональный подъем, праздничный настрой, и атмосфера праздника благотворно влияют на психическое здоровье человека.
Во время праздников проводятся различные игры, где хорошо развита двигательная активность, что положительно влияет на их физическое здоровье и способствует отсутствию гиподинамии.
В праздниках ярко отражались:
- - образ жизни людей, их быт, труд,
- - представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений;
- - проявлялась смекалка, выдержка, воля и стремление к победе.
Праздники и традиции, имеют здоровье сберегающий аспект.
Они влияют на психологическое, физическое, социальное здоровье людей и позволяют вырастить достойное новое поколение.
Таким образом, праздники благотворно влияют на психическое, физическое и социальное здоровье людей.
Они связывают современную жизнь, быт народа с его историческим прошлым.
Таким образом, формирование культуры здоровья дошкольников происходит наиболее успешно при условии сотрудничества педагогов и родителей, организующих педагогический процесс как активное проживание традиционных русских народных праздников.
Второе. Места поселения.
До ХVI века выбор поселения основывался на многовековом опыте, зафиксированном в народной памяти. В Русских летописях отмечалось, что место поселения не должно быть «скорбно и тесно».
Выбирали чистое, открытое место, недалеко от леса. Деревню старались ставить на берегу реки или озера, а если не было, то копали пруд – из гигиенических и противопожарных соображений. Дома старались ставить окнами на юг, как говорили, «на красную сторону».
Третье. Жилище и его гигиена.
Тип жилища, выбор материалов определялся регионом, месторасположением, социальным статусом, национальной и религиозной принадлежностью. Деревянные дома были более гигиеничными, в них суше, легче дышится.
Порядок, опрятность и чистота были присущи всем слоям населения, которое выработало практику «недопущения грязи» в дом: на крыльце прилаживали скребки, камни, чтобы счищать грязь с обуви, двор выстилали соломой.
Стены, печку регулярно белили. Пол устилали половиками и мыли (скребли). Для борьбы с бытовыми паразитами применялись различные способы.
Четвёртое. Одежда.
В одежде крестьян, по их мнению, было много рационального. В летней одежде использовалось домотканое льняное полотно – холодящее, хорошо пропускающее воздух, легко стирающееся. Одной из древнейших тканей, используемых, в холодном климате была шерсть.
Пятое. Личная гигиена.
Испокон веков русские люди заботились о телесной чистоте. Традициям умывания лица и рук при утреннем вставании не менее девяти веков. Пользовались при этом рукомойниками – глиняными, медными, оловянными, позднее чугунными.
Уже давно общеприняты словосочетания: личное полотенце, ручное, банное, кухонное, столовое (посудное).
На весь мир известна такая русская оздоровительная процедура, как баня. Она являлась своеобразным показателем не только телесной, но и духовной чистоты.
Уже с ХVII века для мытья и стирки использовались мыло, или зола и глина.
Шестое. Питание.
Характер питания зависел: от региона и природных условий, существенные коррективы вносила урожайность.
Злаки, бобовые, овощи, некоторые фрукты, молоко, рыба, яйца, грибы, ягоды, орехи, лук, чеснок, лекарственные травы были обычны в питании. Уже с Х века славянами использовалась ложка, а вилкой и салфетками стали пользоваться со времен Петра.
По окончании обеда было принято все сосуды вымывать, опрокидывать вниз и ставить на полки в кухне или в чулане.
Седьмое. Рождение детей.
Многие предписания, касавшиеся беременности, родов, ухода за новорожденными носили, на первый взгляд, магический характер, считаются суевериями, но, если вдуматься, имели вполне рациональную основу.
Например, беременной женщине запрещалось ссориться, браниться, смотреть на мертвецов и т.д. Беременную женщину освобождали от тяжелой работы.
Восьмое. Народная эпидемиология.
Многовековой народный опыт выработал правила профилактики различных инфекций. Одной из них была изоляция больных. В этом случае больного кормили всей улицей, пищу клали на порог. Были известны высокие бактерицидные свойства чеснока, лука, редьки, можжевельника.
Таким образом, в течение длительного времени народные традиции играли важную роль в сохранении здоровья российских народов. |