Организация питания в детском саду
Одна из главных задач детского сада - это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией.
Основным принципом питания дошкольников является максимальное разнообразие пищевого рациона, в который включены основные группы продуктов - мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.
Питание должно быть сбалансировано по содержанию основных пищевых веществ (белки, жиры, углеводы). Важным элементом организации рационального питания является правильное распределение объема дневного потребления пищи.
Питание в детском саду и дома должно сочетаться. Вырастить ребенка здоровым – общая цель родителей и педагогов.
В организации питания дошкольника все важно. На нашем сайте вы найдете информацию о том, что такое сбалансированное, рациональное питание, в чем заключается культура и режим питания, здесь мы поговорим о правилах поведения за столом, сервировке стола, правилах пользования ножом и вилкой и о многом другом.
Уважаемые родители, пожалуйста, обратите внимание на следующие рекомендации:
РЕЖИМ ПИТАНИЯ
У здорового ребенка всегда хороший, устойчивый аппетит. Существует даже такой бытовой афоризм: «Ребенок не есть в двух случаях: когда он сыт или когда он болен». Поэтому ни в коем случае нельзя ребенка кормить насильно – это может вызвать у него отвращение к пище.
Не следует перекармливать детей, ибо переедание ведет к нежелательным последствиям – расстройствам пищеварения, ожирению и пр. Не физиологично давать добавки детям, которым по их состоянию здоровья это противопоказано. Если же добавка дается детям с хорошим аппетитом при отсутствии противопоказаний, то в количестве не более 50 г супа или гарнира.
Нормальному становлению аппетита способствует строгое соблюдение режима дня и режима кормления, которое должно проводиться не только в одно и то же время, но и с определенной продолжительностью (завтрак, полдник и ужин – по 15 мин, обед – 30 мин).
Чтобы аппетит проявился полностью, пища должна быть знакомой ребенку – на неизвестную еду аппетит не развивается, к ней нужно приучать постепенно. Поэтому одним из условий организации питания в ДОУ является цикличный характер меню, с изредка заменяемыми отдельными блюдами, но не всеми сразу.
СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Определяющим принципом организации детского питания должно стать сбалансированное питание, обеспечивающее нормальное развитие ребенка, оказывающее самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья.
Основа правильного и сбалансированного питания в детском саду – это нормы, разработанные Институтом питания РАМН с учетом возраста детей (до 3 лет и от 3 до 7 лет).
Для каждого возраста существуют определенные нормы питания. Ребенок должен получать определенное количество овощей, мяса, масла, кефира, фруктов и так далее.
Суточные наборы продуктов полностью удовлетворяют физиологическую потребность детей раннего и дошкольного возраста в основных пищевых веществах и энергии.
На основании наборов продуктов составлены десятидневные и двадцатидневные примерные меню для питания детей, посещающих дошкольные учреждения. Разработана также таблица замены продуктов по основным пищевым веществам.
В нашем детском саду используются технологические карты приготовления блюд, разработанные на основании примерного двадцатидневного меню.
Для обеспечения правильного, сбалансированного питания ребенка в течение всего дня и в выходные и праздничные дни, необходимо соблюдать преемственность в питании детей в ДОУ и ДОМА.
В настоящее время утверждены новые нормы питания детей в дошкольных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).
Рекомендуемые среднесуточные нормы питания в дошкольных организациях
(г, мл, на 1 ребенка) по Сан ПиН 2.4.1.3049-13
Наименование пищевого продукта |
Количество продуктов |
|||
в г, мл, брутто2 |
в г, мл, нетто |
|||
1–3 года |
3–7 лет |
1–3 года |
3–7 лет |
|
Молоко с м.д.ж. 2,5–3,2%, в т. ч. кисломолочные продукты с м.д.ж. 2,5–3,2%3 |
390 |
450 |
390 |
450 |
Творог, творожные изделия для детского питания с м.д.ж. не более 9% и кислотностью не более 150 оТ |
30 |
40 |
30 |
40 |
Сметана с м.д.ж. не более 15% |
9 |
11 |
9 |
11 |
Сыр неострых сортов твердый и мягкий |
4,3 |
6,4 |
4 |
6 |
Мясо (говядина 1 кат. бескостная /говядина 1 кат. на костях)4 |
55/68 |
60,5/75 |
50 |
55 |
Птица (куры 1 кат. потр./цыплята-бройлеры 1 кат. потр./индейка 1 кат. потр.)4 |
23/23/22 |
27/27/26 |
20 |
24 |
Рыба (филе), в т. ч. филе слабо- или малосоленое4 |
37 |
39 |
32 |
37 |
Колбасные изделия для питания дошкольников |
5 |
7 |
4,9 |
6,9 |
Яйцо куриное диетическое |
0,5 шт. |
0,6 шт. |
20 |
24 |
Картофель: с 01.09 по 31.10
с 31.10 по 31.12
с 31.12 по 28.02 с 29.02 по 01.09 |
160
172
185
200 |
187
200
215
234 |
120
120
120
120 |
140
140
140
140 |
Овощи, зелень4 |
256 |
325 |
205 |
260 |
Фрукты (плоды) свежие4 |
108 |
114 |
95 |
100 |
Фрукты (плоды) сухие |
9 |
11 |
9 |
11 |
Соки фруктовые (овощные) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Напитки витаминизированные (готовый напиток) |
- |
50 |
- |
50 |
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) |
40 |
50 |
40 |
50 |
Хлеб пшеничный или хлеб зерновой |
70 |
100 |
70 |
100 |
Крупы (злаки), бобовые |
30 |
43 |
30 |
43 |
Макаронные изделия группы А |
8 |
12 |
8 |
12 |
Мука пшеничная хлебопекарная |
25 |
29 |
25 |
29 |
Мука картофельная (крахмал) |
3 |
3 |
3 |
3 |
Масло коровье сладко-сливочное |
22 |
26 |
22 |
26 |
Масло растительное |
9 |
11 |
9 |
11 |
Кондитерские изделия |
7 |
20 |
7 |
20 |
Чай, включая фиточай |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
Какао-порошок |
1,0 |
1,2 |
1,0 |
1,2 |
Дрожжи хлебопекарные |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
Сахар5 |
37 |
47 |
37 |
47 |
Соль пищевая поваренная |
4 |
6 |
4 |
6 |
1 Допустимы отклонения от рекомендуемых норм питания ±5%.
2 В случае поступления новых видов пищевых продуктов, в том числе и импортных товаров, или в случае поступления нестандартного сырья нормы отходов и потерь при технологической обработке этого сырья определяются дошкольной организацией самостоятельно путем контрольных проработок.
3 Доля кисломолочных продуктов должна составлять 135–150 мл для детей в возрасте 1–3 года и 150–180 мл – для детей 3–7 лет.
4 При использовании другого сырья необходимо делать перерасчет. Масса брутто может меняться в зависимости от исходного сырья и сезона года. При формировании меню необходимо обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто.
5 В том числе для приготовления блюд и напитков; в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.), выдача сахара должна быть уменьшена в соответствии с его количеством, поступающим в составе используемого готового продукта.
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ
Культура питания включает в себя правила внешнего оформления блюд, сервировки стола, поведения ребенка за столом, так как дети эмоциональны, а отрицательные эмоции снижают аппетит.
Умение вкусно приготовить и красиво подать еду в детском питании требует от взрослого большого искусства. В отличие от взрослой кулинарии, здесь неприемлемы специи, приправы, пряности и пр. Хороший вкус детской пищи достигается максимальным разнообразием блюд и продуктов, правильным составлением меню, использованием разнообразных овощных салатов, закусок, молочнокислых приправ и соусов, фруктового уксуса.
Красиво и аккуратно разложенная на тарелке еда возбуждает аппетит у ребенка, привлекает его внимание, усиливает выделение пищеварительных соков. Замечено, что «ребенок ест глазами», поэтому так важен цвет пищи: бесцветные блюда он принимает без удовольствия.
Например, сочетание в обеде таких блюд, как рассольник и макароны с мясом, с питательной точки зрения возражения не вызывает, но такой обед покажется ребенку не интересным. Стоит заменить рассольник розовым свекольником или борщом, заправленным зеленью (луком, петрушкой), а к макаронам добавить пару черных слив и веточку салата или шпината, как обед станет более привлекательным.
Помимо внешнего оформления важна температура подаваемых блюд. Дети должны получать пищу свежей (температура 50–60°). Очень горячая и холодная пища тормозят пищеварение, могут вызвать ожоги или простудные заболевания. Регулировать температуру блюд нужно в зависимости от времени года и температуры окружающей среды. Так, летом свекольники, картофельно-крупяные супы на овощных или фруктовых отварах лучше давать охлажденными, а зимой все блюда – в теплом виде. То же касается и третьих блюд.