Дошкольное детство – важный этап экологического развития личности.
Экологическая воспитанность дошкольников, по мнению П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой, Н.Н. Кондратьевой выражается в гуманно – ценностном отношении к природе, основными проявлением которого является: доброта к животным существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; умение заботиться о живом.
Одним из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Моделирование выступает сегодня как один из перспективных методов реализации экологического развития дошкольников. Использование моделей в процессе взаимодействии с детьми интересно. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает перед личностным развитием ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.
Так что же такое модель и моделирование?
Модель – это материальный заместитель реальных предметов и явлений природы, отражающих признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Модели в материальной форме отражают существенные связи и отношения объектов, абстрагирование которых для детей затруднительно (Н.И. Ветрова).
Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью (Т.Д. Серебрякова )
Моделирование – это совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и использованию моделей в ходе экологического образования (Л.С.Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко)
Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:
- по характеру моделирования – модели объектов, процессов;
- по внешнему виду – плоскостные и объемные;
- по характеру изображаемых признаков: сенсорные, понятийные;
- по месту расположения - настенные, настольные и напольные;
- по способу использования – статистические и динамические.
При использовании моделей для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о животных необходимо:
- систематически вариативно использовать экологические модели в совместной деятельности с детьми;
- включение используемых моделей строить на основе учета особенностей представлений детей о животных;
- последовательность осваиваемых моделей должна отражать усложнение представлений об объектах природы;
- предлагать вариативные задания по применению приобретенных дошкольниками представлений в разнообразной детской деятельности, стимулировать детей к активному самостоятельному созданию моделей;
- размещать в предметно – развивающей среде разнообразные виды моделей экологического содержания.
Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
1. Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.
2. Раскрыть существенное в объекте.
3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна. |